Образование в современном обществе

Рекламні статті · 31.12.2011 16:21

Реверс истории, связанный с развитием информационного общества в котором уже живем, или должны жить на наш взгляд имеет двойственный характер.

С одной стороны происходит усиливаемая воздействием рекламы, стандартизация общественной жизни, что требует такого же стандартного, штампованного даже микропроцессорного мышления.

Это означает, что человек смывается из общественного бытия, превращается в бит информации, или даже хуже, становится человеком "виртуальной" выпадая из реального мира. Все заклинания, призывы и стремления современной педагогики помочь проблемам, которые возникают, остаются на грани добрых пожеланий приобщение к высокой духовности и культуры.

В то же время и духовность и культура, отбрасываются как нечто малопотребное, а может и вредное, без чего "нельзя обойтись", "легче прожить", хотя это и не всегда четко вербализуется. А потому образование частично становится таким, каким его видят где-то там "наверху", а частично - как у себя "на хуторе".

Культура же в основном вроде моды, воспринимается как то, что декларируется в новом сезоне как культура, это - модные журналы, модные авторы, модный лексический набор терминов и понятий.

Пробелы и провалы в культуре, зато заполняются информацией, которая удовлетворяет стандартизированного человека: гороскопы, гадания, сомнительного характера юмористические передачи (предпоследнее слово хочется взять в кавычки), разнообразные шоу, "лохотроны" и так далее. За примером ходить далеко не стоит, нужно лишь включить телевизор и посмотреть несколько каналов чтобы продолжить предложенный список.

В таком медиапространстве находиться достаточно комфортно, надо "глотать" все что дают, не задумываясь, не прикладывая никаких интеллектуальных нравственных и т.п. усилий для усвоения или понимания. Штамповать "потребителей" подобной медиа-продукции достаточно легко и кажется мы успешно двигаемся именно в этом направлении.

Существует другая сторона проблемы, а именно, сколько бы ни критиковали как надоевшую идеологию "всестороннее развитие личности", хотим того или нет - это то, что стоит на времени. Создание новых информационных технологий требует иного, не стандартизированного мышления.

Когда промышленности Японии понадобились работники с творческим воображением, то для приема на работу предлагалось сдачи экзамена по истории мировой и японской литературы. Современное производство имеет дело с такими процессами, которые невозможно "увидеть" или "пощупать" без подключения воображения. Высокие технологии диктуют потребность в свободном фантазировании, а эта способность развивается благодаря поэзии, музыке и другим видам искусства.

Несмотря на то, что мы сегодня в образовании решаем другие задачи: вхождение в европейскую образовательную инфраструктуру, присоединение к Болонскому процессу и т.п., все же стоит ее (образование) соотносить не с тем уровнем производства, который имеем сейчас, а с тем, который хотели бы иметь, учитывая при этом глобализационные изменения, которые переживает мировое сообщество. Новая общественная трансформация вынуждена ставить и решать такие проблемы, которые не возникали раньше: Речь идет не только о "невидимой руке" рыночных отношений, но и "невидимой руке" общества, морали, культуры, которые обусловливают не столько рыночные, сколько другие виды саморегуляции, выращивая и социализирующую человека не только в рамках семьи, родственников, соседей, профессионального коллектива, но и общества в целом, которое уже невозможно подменять экономикой или сводить к ней. Именно об этом говорят и пишут в современных наших и зарубежных научных периодических изданиях.

Ощущение того, что мы живем в другом общественном измерении, фиксируется и на уровне будни сознания. Благодаря компьютерным технологиям, которые используются СМИ и более или менее свободном пользовании Интернетом, мир становится ближе, доступнее.

Изучение влияния продукции современных СМИ на психику подрастающего поколения уже давно вызывает беспокойство не только у зарубежных, но и в отечественных психологов. Они утверждают, что информация, которую дети получают, так сказать, в готовом виде из медиапространства приводит к нарушению мыслительных процессов в связи с: а) информационным давлением, б) слишком визуализированной информации, в) пассивным ее (информации) потреблением; г) отсутствием необходимости выражать мнение на письме;.

Это далеко не полный перечень зафиксированных негативных тенденций и если их не остановить, не ввести новые образовательные технологии, которые ведали бы требованиям современности и способствовали бы развитию субъектности, осознанию ее ценности и уникальности то, как утверждает украинский психолог Татьяна Росийчук наше общество будет регрессировать. Спасение общества автор видит в сохранении культурных универсалий, отвечающих за гуманистическое развертывания психического развития личности. Присоединяясь к приведенной мысли должны признать, что образование должно опережать свое основание - производство, предвидя и обусловливая будущие тенденции развертывания общества.

Сложилось так, что по установившейся традиции проблемами образования преимущественно занималась педагогика, которая понимала свой предмет с позиций утилитарной направленности, формируя прагматическое отношение к образованию, развивая методы и методики передачи и усвоения знаний а также гору справочного материала такого как методички и т.п. Об этом много и ярко писал Э. Фромм в своей хорошо известной работе "Иметь или быть".

Сегодня производство страдает от нехватки специалистов, а "новоиспеченные" специалисты приходят после окончания таких училищ "морально" (технический термин) устаревшими лет на пятнадцать-двадцать. Учитывая современные особенности изменений материально-технической базы производства, учить человека выполнять отдельные операции, как это часто бывает, да еще и на устаревших механизмах - абсурд. Так же в современном землепользовании. Для того чтобы работать на земле, важно овладеть высокой культурой ее возделывания, иметь представление о новейших и устаревших технологиях, получить экологическое образование и тому подобное.

Коментарів немає залишити коментар